Кофе стало появляться в Европе в XVII веке. Первые кафе в Лондоне, Марселе и Париже были открыты в 50-х — 80-х гг. В начале XVIII века в Европе многие относились к кофе с подозрением. Кофе только начинал приобретать популярность, а посещение кофеен было неким ритуалом для посвященных.
Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах был сторонником кофе и даже посвятил ему целое музыкальное произведение - «Кофейную кантату».
С 1729 года Бах руководил оркестром студентов Лейпцигского университета. Раз в неделю этот оркестр давал концерты в городских кофейнях, чаще всего — в кофейне Циммермана. Циммерман попросил композитора написать произведение о кофе, и для одного из концертов Бах создал «Кофейную кантату».
В Германии к кофе относились с удвоенным недоверием, как ко всему не немецкому. Продажа кофе зачастую облагалась непомерными налогами, а в некоторых землях запрещалась. Более того, возникло движение, призывавшее запретить продажу кофе женщинам — считалось, что кофе сделает их бесплодными. Концертами своего оркестра и шуточной кантатой Бах помогал популяризовать кофе.
В качестве либретто для кантаты Бах выбрал новеллу о кофе поэта и либреттиста Пикандера. Ключевая ария кантаты: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!»
Сюжет кантаты достаточно прост: бюргер Шлендриан, с подозрением относящийся к кофе, пытается отучить от напитка свою дочь Лизхен, напротив, полюбившую его. Уговоры отца не помогают, и Лизхен соглашается на любые ограничения ради кофе. Отец грозит не выдавать Лизхен замуж, пока она не откажется от кофе. Девушка соглашается, но рассказчик объясняет слушателям, что она выйдет замуж только за того, кто пообещает разрешить ей пить кофе в любое время суток. В завершении кантаты утверждается любовь всех немецких девушек к кофе.